Моноколесо – компактный и экономный вид электротранспорта, с помощью которого горожане быстро передвигаются по улицам, не загрязняя воздух выхлопными газами. Узнаем, как устроено моноколесо, по каким критериям его выбирать, и какие модели предлагают в 2020 году производители.

Что такое моноколесо?

Моноколёсами или унициклами называют самобалансирующиеся самокаты. Это один из видов уличного электротранспорта, который используется как для передвижения по городу, так и ради развлечения.

Моноколесо

Особенности устройства унициклов:

  • у них всего одно колесо и две складные подножки – с двух сторон, на которые наездник ставит ноги;
  • колесо движется за счет крутящего момента, передаваемого электродвигателем;
  • управляется аппарат с помощью наклона тела.

Несмотря на то, что человеку на уницикле не приходится крутить педали или прилагать иное механическое усилие, поездки все равно полезны для здоровья. Наезднику приходится балансировать на колесе, а это требует напряжения определённых групп мышц.

Моноколесо может перемещаться не только по асфальтированным дорогам, но и по грунтовым. Оно также без труда перемещается по траве, песку и снегу (если он неглубокий).

История

Попытки создать уницикл начались ещё в 19-м веке. В 1884 г была создана одноколёсная концепция велосипеда, но развития она не получила. Практически все разработки велись в США.

В 1904 г был создан первый уницикл с бензиновым мотором. Пользователь находился внутри большого колеса. Этот уникальный аппарат был представлен на миланской выставке. Далее создавались самые разные конструкции, но большинство из них не находили отклика у производителей и потребителей.

В 1932 г был создан грандиозный аппарат Dynasphere – стальное колесо диаметром 3 м и весом 450 кг, приводимое в движение двигателем.

Прорывом в идее моноцикла стало моноколесо, оснащённое электродвигателем. Его автор – Шэйн Чен, основатель и владелец компании Solowheel. Изобретатель решил сделать аппарат максимально компактным и экологичным. Сегодня моноколёса, развивающие скорость до 20 км/ч, производят по всему миру.

Устройство и принцип работы

Уницикл рассчитан на перемещение одного человека весом до 120 кг. У моноколеса нет руля, но может иметься транспортировочная ручка, с помощью которой его можно катить за собой, как дорожную сумку.

Моноциклы состоят из таких элементов:

  • электромотор (расположен внутри колеса);
  • корпус из пластика;
  • аккумулятор (обычно от Samsung, Panasonic, Sony);
  • колесо диаметром 35-40 см;
  • панель для управления и получения информации об уровне заряда аккумулятора;
  • регуляторы баланса – находятся внутри колеса (помогают пользователю поддерживать равновесие);
  • система гигроскопических датчиков – они улавливают намерения пользователя, направляя колесо в нужную сторону.

Моноколесо

Почти у всех моделей унициклов имеется фара и стоп-сигнал. Большинство современных аппаратов оснащены Bluetooth-модулями, синхронизируемые со смартфоном. Для декоративности на корпусе часто размещают светодиодную подсветку.

В моноколесе движение происходит за счёт взаимодействия магнитов, прикреплённых к ободу, с электромагнитами, которые находятся внутри колеса. Когда колесо меняет положение, компьютер посылает соответствующий сигнал, после чего на электромагниты подаётся электропитание.

Образующееся электромагнитное поле оказывает воздействие на магниты, которые находятся на ободе колеса. Работа моноколеса, его движение вперёд или назад, определяется положением этих магнитных элементов.

Гироскоп – устройство, реагирующее на изменение углов ориентации тела, на котором оно установлено. Простейший пример гироскопа – детский волчок, юла.

Равновесие на уницикле удаётся поддерживать за счёт гироскопа, который посылает информацию на компьютер, а он, в свою очередь, направляет команды, меняющие заряды магнитов. Когда гироскоп наклоняется, он посылает сигнал на компьютер, и колесо с ускорением двигается вперёд.

Управление моноколесом

Управление унициклом практически такое же, как гироскутером. Но на последнем легче удерживать равновесие, так как в нём два колеса и плоскость, которая их соединяет и стабилизирует. Управлять одним колесом сложнее, так как удерживать равновесие пользователю приходится самостоятельно.

В отличие от гироскутера, повороты делают, не подтормаживая одним колесом, а исключительно наклонами тела. Прежде чем отправляться в путь, пользователь должен ознакомиться с нюансами управления.

Управление моноколесом

Как подготовиться к поездке на моноцикле:

  1. Изучите руководство по эксплуатации.
  2. Опустите подножки и включите питание, придерживая аппарат рукой.
  3. Сделайте пробные движения вперёд и назад, встав на подножку только одной ногой.
  4. Станьте на обе подножки двумя ногами и попробуйте управлять колесом на одном месте. Тренируйтесь, пока не почувствуете уверенность.
  5. Отправляйтесь в путь, но недалеко. В пути сделайте несколько остановок, поворотов и изменений скорости.

В среднем на освоение моноколеса уходит 1-2 часа времени, не более. Главное, научиться удерживать равновесие и освоить приёмы управления.

Технические характеристики

Несмотря на простоту конструкции и минимум элементов, уницикл имеет немало технических характеристик, по которым можно определить его возможности.

Технические характеристики моноколёс:

  • Ёмкость батареи. От неё зависит запас хода. При 110 Вт/ч можно проехать 10 км, при 240 Вт/ч – 20 км.
  • Мощность. Средний диапазон – 250-800 Вт. От неё зависит максимальная скорость езды. Обычно аппараты двигаются со скоростью 20-30 км/ч. Но есть и более мощные моноколёса – в 1000 Вт, они способны разогнаться до 45 км/ч.
  • Качество сборки. Моноколёса должны иметь качественную влагозащиту. От неё зависит не только срок службы аппарата, но и безопасность человека.
    Если замыкает контакты контроллера, блокируется управление и отказывает силовая установка. В этом случае аппарат резко тормозит, что может стать причиной травмирования.
  • Материал корпуса. Панели моноколёс делают из полимерных и композитных материалов, углеволокна. Благодаря им, унициклы имеют относительно небольшой вес и достаточно прочную конструкцию.

Есть ещё один параметр, по которому различают унициклы – диаметр колеса. Его обычно используют для классификации унициклов. Рассмотрим подробнее самые популярные варианты.

Виды моноколес

Предлагаемые на рынке моноколёса отличаются стоимостью, дизайном, техническими характеристиками. Но главное отличие – размеры колеса, по этому признаку аппараты обычно и классифицируют.

Моноколесо

В продаже можно найти аппараты как с маленькими 10-дюймовыми колёсами, так и с большими 22-дюймовыми, но самыми ходовыми являются следующие размеры колёс:

  • 14 дюймов. Это компактный и доступный аппарат. Имеет небольшой вес, и его просто освоить. Такие моноколёса идеально подойдут новичкам. На них также удобно выполнять различные трюки.
  • 16 дюймов. Если аппарат уже освоен и хочется большей скорости, можно перейти на больший диаметр. Аппараты с колёсами 16 дюймов быстрее и более комфортные, чем 14-дюймовые аналоги.
  • 18 дюймов. Такие аппараты ездят ещё быстрее, чем предыдущие. На них проще ездить на неровных дорогах. Эти аппараты выбирают райдеры с опытом, предпочитающие ездить на высоких скоростях.

У унициклов с большими колёсами только один минус – их проблематично перевозить в транспорте. Зато у них всегда батареи с большим запасом хода.

Плюсы и минусы

Моноколеса не могут заменить весь существующий городской транспорт. Этот аппарат занимает свою нишу и рассчитан на определённую целевую аудиторию. У этого электротранспорта, наряду с очевидными преимуществами, имеется несколько серьезных недостатков.

Плюсы:

  • компактность – можно хранить в прихожей, на балконе, перевозить в транспорте;
  • небольшой вес и ручка – аппарат легко переносить с места на место;
  • есть модели с большими диаметрами колёс – повышается проходимость моноколеса;
  • нет клиренса, так как в аппарате только одно колесо.
Клиренсом называют просвет между нижней точкой транспортного средства и дорожным покрытием.

Минусы:

  • Если аккумулятор полностью разрядится, аппарат остановится. Его нельзя будет покатить как велосипед или сигвей, придётся нести в руках.
  • Технику езды на моноколесе осваивать труднее, чем на гироскутере. Нельзя просто встать и сразу поехать, придётся немного потренироваться. Одни осваивают езду за полчаса, другим требуется целая неделя.

Безопасность

Несмотря на то, что моноколесо развивает небольшую скорость, следует соблюдать осторожность и определённые меры безопасности во время езды. При нарушении правил передвижения есть риск падения и травмирования.

Моноколесо

Меры безопасности:

  • Не ездите по проезжей части.
  • Будьте осторожны при езде по тротуарам, на которых много пешеходов. Рискуете столкнуться с кем-нибудь, причём пострадать можете не только вы, но и окружающие.
  • Никогда не разгоняйтесь, если на тротуаре плотный поток пешеходов, и не совершайте резкие маневры, которые могут спровоцировать остановку и падение. Не делайте там, где есть люди какие-либо трюки.
  • Следите за техническим состоянием устройства. Проверяйте уровень заряда аккумулятора и исправность систем уницикла. При появлении каких-либо неисправностей и неполадок, немедленно обращайтесь в специализированный сервисный центр.
  • Несмотря на наличие специальных гигроскопических датчиков, пользователь должен соблюдать максимально допустимый угол наклона тела. Узнать о его величине можно в инструкции к аппарату.
  • Избегайте резких поворотов и манёвров – они могут привести к падению. Не делайте резкие наклоны вперёд или назад.
  • Соблюдайте повышенную осторожность при езде по мокрому и скользкому дорожному покрытию. Особенно опасен замёрзший снег и лёд. Вязкая и жидкая грязь также не подходит для безопасной езды.
  • Не ездите долго в дождливую погоду. Избегайте луж, глубже 10 см. Не погружайте аппарат в воду и не направляйте на него струю воды.
  • Не ездите на моноколесе при температуре ниже минус 10 °С.
  • Не увеличивайте скорость, если услышите сигнал, оповещающий о превышении допустимой скорости.
  • Не становитесь на уницикл, пока он не включён.
  • Не смотрите в смартфон во время езды.
  • В первое время старайтесь не становиться на колесо без опоры.
  • Надевайте защитную экипировку – шлем, наколенники, налокотники. Они обеспечат дополнительную безопасность.
  • Установите страховочный ремень, позволяющий держаться на уницикле во время движения.

Лучшие моноколёса 2020 года

Среди популярных моноколёс есть, как бюджетные, так и более дорогие варианты. Они отличаются функционалом, техническими параметрами, внешним видом. Но все они имеют достаточно качественную сборку и идеально подойдут для передвижения по городу.

Ecodrift X5

Бюджетная модель с колесом 14 дюймов и двигателем 400 Вт. Аппарат способен разогнаться до 18 км/ч. На заряде аккумулятора колесо способно проехать до 18 км. На зарядку уходит 2 часа. Расчётная нагрузка – 120 км, но на практике мотор хорошо тянет, если вес человека не более 90 кг.

Ecodrift X5

Эта модель подойдёт для новичков, не предъявляющих к аппарату особых требований.

Плюсы:

  • быстро заряжается;
  • надёжный корпус;
  • стильный дизайн.

Минусы:

  • нет усиленной влагозащиты – следует беречь аппарат от попадания влаги;
  • не достаточно хорошо тянет на подъем.
Стоимость – 30 000 рублей.

Airwheel Q3 260WH

Эта модель относится к бюджетному сегменту и имеет оптимальные показатели устойчивости, которые подойдут новичкам. Особенность конструкции – спаренные колеса одного размера. Такое решение ускоряет обучение и делает конструкцию более устойчивой на грунтовой дороге.

Airwheel Q3 260WH

Мотор мощностью 450 Вт, разгон – 18 км/ч. На одном заряде проходит 30 км. На подзарядку уходит 3 часа.

Плюсы:

  • качественная защита от влаги – можно ездить под дождём и по лужам;
  • высокопрочный корпус;
  • большой запас хода;
  • устойчивость конструкции.

Минусы:

  • завышенная стоимость;
  • средняя скорость.
Стоимость – 28 000 рублей.

Ninebot One A1

У этого моноколеса футуристический дизайн и встроенная подсветка. Мощность мотора – 400 Вт, а ёмкости заряда хватает на 15 км. Аппарат подойдёт подросткам, детям и невысоким взрослым. Заряжается аккумулятор за 2 часа.

Ninebot One A1

Плюсы:

  • быстрый разгон;
  • оперативная зарядка;
  • высокая чувствительность управления.

Минусы:

  • малый запас хода;
  • невысокая мощность мотора и незначительная тяга.
Стоимость – 25 000 рублей.

HOVERBOT S3

Скромный уницикл с ярким пластиковым корпусом. Подножки рассчитаны на подростков или взрослых с небольшим размером обуви – не более 43 размера. Мощность аппарата – 800 Вт. Он способен развить скорость до 18 км/ч.

HOVERBOT S3

Максимальный пробег на одном заряде – 25 км. Модель подойдёт новичкам или пользователям, не предъявляющим высокие требования к скорости и мощности аппарата.

Плюсы:

  • качественная влагозащита;
  • небольшой вес;
  • достаточно высокая мощность.

Минусы:

  • недостаточно стильный внешний вид;
  • неудобные подставки для ног.
Стоимость – 25 000 рублей.

HOVERBOT X-6P4

Модель из среднего ценового сегмента. Практичное моноколесо, способное выдержать нагрузку в 120 кг. Предельная скорость – 20 км/ч. На одном заряде проходит до 30 км. Производитель сделал акцент на комфорте, а не на мощности.

HOVERBOT X-6P4

Этот уницикл подойдёт для повседневной эксплуатации, так как имеет отличную защиту системы от попадания влаги. Имеется крыло, предотвращающее забрызгивание штанин водой. Вес аппарата – 13 кг.

Плюсы:

  • эргономичность;
  • красивый корпус и удобные боковины, не вызывающие усталости ног;
  • малое время зарядки – всего 1 час.

Минусы:

  • мощность невысокая;
  • средний пробег на одном заряде.
Стоимость – 32 000 рублей.

In Motion V8

Благодаря мощному двигателю на 800 Вт, этот уницикл способен разогнаться до 30 км/ч. Одного заряда Li-Po аккумулятора высокой емкости хватает на 50 км. Время зарядки – 4 часа. Максимальная нагрузка – 120 кг. Вес самого аппарата – 13 кг.

In Motion V8

Плюсы:

  • стильный дизайн, имеется интегрированная подсветка;
  • эргономичность;
  • возможность сопряжения со смартфоном – пользователь видит заряд батареи, температуру мотора и другую полезную информацию;
  • мощный привод и высокая скорость.

Минусы:

  • недостаточно яркий передний свет;
  • высокая стоимость.
Стоимость – 54 000 рублей.

KingSong 16S SPORTS 840WH

Это супер моноколесо на 16 дюймов оснащено двигателем на 1200 кВт. Его аккумулятор рассчитан на 80 км, а силовой агрегат обеспечивает отличную тягу при движении по возвышенностям и лесным тропам. На зарядку уходит 7 часов.

KingSong 16S SPORTS 840WH

Плюсы:

  • благодаря большому диаметру колеса практически нет тряски на неровных дорогах;
  • широкие опорные поставки для ног;
  • двигатель способен выдержать нагрев до +60 °C;
  • качественная сборка;
  • высокая чувствительность управления;
  • надёжная защита от постороннего воздействия;
  • отличная влагозащита – можно смело ездить по лужам и под дождём.

Минусы:

  • много весит – трудно переносить;
  • дорого стоит.
Стоимость – 65 000 рублей.

На что обратить внимание при покупке моноколеса?

Выбирая для себя или в подарок моноколесо, обращайте внимание на максимальную скорость, высоту и запас хода. Учтите, что корпус всегда сделан из пластика, и если на нём есть надпись carbon, это указывает только на цвет.

На что обратить внимание при покупке уницикла:

  • Уточните срок гарантии.
  • Берите тёмный уницикл, на нём меньше видны царапины, которые непременно появятся в ходе обучения.
  • Обратите внимание на мощность мотора – чем она выше, тем быстрее будет двигаться аппарат. В городах и холмистой местности рекомендуется брать модель с запасом мощности.
  • Взвесьте аппарат в руке – сможете ли вы его без труда переносить. Вес колеса 8-22 кг.
  • Выбирайте аппарат, в котором установлен аккумулятор большой ёмкости – от неё зависит запас хода.
  • Посмотрите на ручку для переноски – прямой вариант удобнее, чем изогнутый.
  • Для начинающих подойдут аппараты с колёсами малого диаметра, с них при необходимости проще спрыгнуть.
При выборе мощности уницикла учитывайте вес пользователя – для 50-60 кг хватит 400-500 Вт, для 100 кг понадобится не менее 1 кВт.

Девушка на моноколесе

Покупать или нет?

Если просто хотите поразвлечься, то моноколесо идеально подойдёт для этой цели. Если нужен транспорт, например, для поездок на работу, нужно учитывать качество путей. Если в районе идеальные тротуары или велодорожки, а до работы около 2-5 км, то в летний сезон моноколесо может стать полноценным транспортным средством.

Моноколесо будет бесполезно там, где нет ровных путей для пешеходов или велосипедов. Аппарат не может нормально передвигаться там, где делают ремонт тротуаров, он не способен переехать через бордюр, боится дождя и сильного ветра.

Моноколесо – специфическое средство передвижения, для которого требуются определенные навыки. Если вы полны сил и желания быстро двигаться, этот уличный транспортный девайс создан именно для вас. Выбирая аппарат, учитывайте не только его характеристики, но и свои физические параметры.